1_shalaevsky

Сергей Шалаевский (ХБС): «Когда пробиться не получилось, мы решили, что и хрен-то с ним — всё равно будем играть»

Главные рокеры Вологды выпускают новый альбом. Накануне презентации лидер группы Сергей Шалаевский рассказал vologdablog.ru о том, можно ли написать песню за 10 минут (спойлер: можно), почему ХБС не приносит денег и как звукач «Чайфа» чуть всё не испортил 

 

Насчитал у вас три музыкальных проекта. Правильно?

Их два. А почему у вас вышло три?

 

Группа ХБС — раз, дуэт 7/24 — два, сольная карьера — три. Боялся что-то упустить, а тут, наоборот, лишнего приписал.

Просто я сольный проект от 7/24 не отделяю.

 

Судя по сообщениям в соцсетях, скоро у обоих коллективов выйдет по альбому.

Должны были выйти два альбома. С 7/24 случилась неудача — мы потеряли файлы с записями.

 

Ого! Альбом, который должен был выйти два года назад, снова не выйдет?

Выйдет, но не сейчас. Мы полностью записали альбом и подготовили его к выходу, но, к сожалению, все 17 треков исчезли в никуда, их не восстановить. Будем снова работать в студии.

 

О новом альбоме ХБС и нераспроданном старом

 

2_shalaevsky

 

С альбомом ХБС дела лучше?

Он полностью готов. Сейчас мы доделываем последние штрихи по сведению и мастерингу, совсем скоро объявим о презентации. Пока не скажу дату, пусть пока будет интрига. Как только увижу, что пора, тогда и напишу обо всём в социальных сетях.

 

Название тоже секрет?

Тоже. Во-первых, у нас нет окончательного мнения по поводу того, какой вариант взять. Во-вторых,  смотрите выше про интригу.

 

Тогда перейдем к вещам, которые бессмысленно держать в тайне. Долго ли писался альбом, сколько в нем треков?

 

 

Первую песню «Ты» записали три года назад, в 2012-м. Она опубликована в интернете, любима слушателями, ее знают наизусть. Потом мы взяли паузу: пытались понять, нужна ли вообще ХБС. В этот период совсем ничего не делали. Работу возобновили в конце 2014 года, и весь 2015-й мы писались, не останавливаясь. В альбоме 10 песен, многие мы играли на концертах и наблюдали, как народ реагирует.


11 лет прошло после выхода первого альбома ХБС — «Киногерои»


То есть все треки новые?

Да. Кому-то из слушателей отдельные песни знакомы, но почти все они написаны после выхода первого альбома.

 

Как я понимаю, с практической точки зрения альбомы не нужны ни музыкантам, ни простым смертным: диски никто не покупает и не слушает, а в плеер закачивают отдельные треки, которые нравятся больше других. Почему вы сделали альбом, а не выпускали песни по мере готовности?

Мы об этом думали, и в итоге решили, что хотим скомпоновать новые песни в единое целое. Интересно, что половина песен в новом альбоме мрачная и с тяжелыми для нас рифами, а другая половина — светлая: некоторые треки исполнены вообще без примочек, на чистых гитарах. Такое деление 50/50 получилось случайно, мы не сразу его обнаружили. Если бы можно было выпустить альбом на двух сторонах, как на магнитофонных кассетах, мы бы на A-side записали мрачные песни, а на B-side — лиричные. Как темная и светлая стороны силы.

 

Кстати, о кассетах. На физическом носителе будете издаваться?

Коммерческого тиража для продажи в музыкальных магазинах не будет. А коллекционные копии компакт-дисков, скорее всего, сделаем и раздадим в качестве сувениров особо нуждающимся.

 

У меня диск с первым альбомом ХБС сохранился, я его покупал на презентации. Там вместо обложки буклет с фотографиями группы и текстами песен.

Это был серьезный опыт, мы проделали большую работу по оформлению диска. Я рассчитывал, что хорошо оформленный диск «Киногерои» окажется более востребован. Но в «Орфее», например, до сих пор лежат нераспроданные экземпляры. Все скачали mp3 из интернета и остались счастливы.

 

3_shalaevsky

 

О том, почему ХБС не приносит денег и почему это хорошо

 

Вы поддерживаете такой подход или выступаете за платное распространение музыки? Через iTunes, например.

Считаю, что музыка обязательно должна быть бесплатной. А у слушателя должен быть выбор: хочешь поддержать группу — купи диск или треки. На Западе развита практика выпуска лицензионных дисков и продажи треков онлайн, авторы-исполнители получают с этого деньги. Здорово: если ты перестанешь гастролировать, у тебя  останется стабильный источник дохода. В России музыканты зарабатывают за счет чеса по городам и весям: получить что-то с записей невозможно. Мы в ХБС на записях не зарабатываем и не зарабатывали, поэтому, как закончим альбом, сразу его выложим.

 

А вообще на музыке зарабатываете?

Наоборот, на музыку только тратим.

 

Знаете вологодских музыкантов, которые живут только за счет музыкального творчества?

Я думаю, что таких нет. Есть те, кто уехал в Москву или Питер и зарабатывает там, но это другое. Вы, наверное, знаете, что и бывшие участники ХБС круто пробиваются: Дмитрий Оганян в «Кукрыниксах» играет, Юра Смыслов делает сольную карьеру и его песни крутят на всех радиостанциях.

 

В теории такое возможно? Жить в Вологде и зарабатывать только музыкой.

Возможно. Думаю, любой кавер-коллектив создается с целью заработка. Если ты держишь нос по ветру и знаешь золотые хиты, то всегда заработаешь. Тот же The GracelanD, я вижу, крутится в музыкальной тусовке, постоянно выступает и на этом зарабатывает. Но, опять же, есть но. Все участники группы работают еще где-то, выступления — не основной источник дохода.

 

Представим, что сегодня вы соберетесь на репетиции с остальными участниками ХБС…

У нас завтра репетиция.

 

Завтра соберетесь и решите зарабатывать только музыкой. Сможете?

Вопрос сложный в принципе и сложный конкретно для меня. Где-то до 28 лет я был уверен, что мы запишем альбом, покажем его продюсерам, нами кто-то займется и ХБС станет для нас полноценной и единственной работой. Такой был жизненный план. Когда «Киногерои» вышли, мы потратили много времени и сил, чтобы продвинуть его, и поняли, что это никому не надо — по крайней мере без дополнительных финансовых вливаний с нашей стороны.


В 1997 году ХБС впервые вышли на сцену. Выступление прошло в сарае парка ВРЗ (сейчас «Кремлевский сад»)


Хотя — малоизвестный факт — был момент, когда мы чуть не попали в постоянную ротацию «Нашего радио». Была программа «Оно вам надо?», ее вел Вадим Самойлов. Мы отправили туда «Киногерои», песня прошла в финальный тур. Чтобы попасть в постоянную ротацию на «Нашем радио», нас должны были выбрать слушатели. Потом мне позвонил редактор этой программы и сказал, что ХБС не хватило двух или трех процентов голосов. Просил присылать еще записи, потому что мы достойный коллектив и на вас надо обращать внимание. То есть был момент, когда мы прошли по краю этой орбиты. Потом мы посылали другие песни, но реакции не было, момент ушел.

 

 

Конечно, мы задались вопросом, нужно ли дальше заниматься музыкой. Поскольку она всегда с нами и никуда от нее не деться, мы решили, что и хрен-то с ним — всё равно будем играть. А зарабатывать на жизнь умеем и по-другому. Это дает определенную свободу — ты никому ничего не должен, не обязан давать концерты, когда не хочешь, никто не требует раз в год выпускать новый альбом. Раньше мы собирались на репетиции трижды в неделю и сидели в студии целыми днями: готовились к тому, что будем зарабатывать музыкой. Сейчас такие сборы вызваны исключительно желанием. Хочется поиграть — приезжаем. У нас своя студия, поэтому можем неспеша делать то, что нравится: писать песни, оттачивать старые, готовиться к концертам и так далее. Это перешло в разряд не хобби, но увлечения: мы ненормальные люди и болеем музыкальной темой.

 

Вы рады, что ХБС не стала коммерческим проектом?

Я знаю из первых рук, как устроен шоу-бизнес, и сейчас действительно рад, что ХБС не там. Что мы остались сами собой. Когда приходит директор и говорит, как ты должен себя вести на публике, требует переписать куплет и изменить музыку в припеве — это уже работа.

 

О свежей крови в «Ирисе», нелюбви к опен-эйрам и тоске по ДКЖ

 

За последние месяцы у ХБС не было ни одного сольника, группа участвовала только в сборных концертах. С чем связана эта пауза?

Ее мы держим намеренно, потому что хотим ближайшим сольником сделать презентацию нового альбома. А вообще, в 2014 году мы старались каждые 2-3 месяца выступать с полноценным концертом.


300+ вариантов расшифровки аббревиатуры ХБС собрал от слушателей Сергей. Правильно — Хорошо Быть Сторожем


 

 

Еще одна причина — в городе нет площадки, на которой нам хочется регулярно играть именно сольные концерты. Раньше мы это любили делать в «Харди-гарди», но клуб переформатировался и работает по принципу тайм-кафе. Пространство разделили, и там теперь очень мало места. Сейчас в «Харди-гарди» поместится человек 70, а на наши концерты приходит намного больше людей. Несколько раз, когда мы там выступали до перепланировки, зрителей набивалось столько, что в какой-то момент клуб закрывали. Люди потом обиженно звонили и писали: жаловались, что пришли на концерт и не смогли попасть.

 

Была в Вологде идеальная площадка? Чтобы и вам нравилась, и всех желающих вмещала.

Мне до сих пор не хватает ДКЖ: это не только концертный зал, но и определенный формат мероприятий. Когда всё вроде по-простому, но эта простота выливается в нечеловеческий драйв и космические эмоции. Сейчас всего стало много, но всё какое-то не то.

 

Раз такая пьянка, давайте еще по паре рок-мест пробежимся. Как вам «Оливер»?

С точки зрения посетителя, наверное, прикольно: балкон, сцена над барной стойкой, есть место, чтобы оторваться. Но играть там сложно — мы выступали на открытии клуба. В тот момент там не было вообще ничего и на нас, видимо, ставили эксперимент: можно ли там вообще выступать. Сейчас там регулярные концерты, бывают даже заезжие артисты. Но стоять под потолком на узком мостике мне, например, некомфортно. Поэтому в «Оливере» мы с тех пор ни разу не играли.

 

«Ирис»?

Хорошее место для сборных концертов. Люблю выступать в местах со своей атмосферой и на площадках, где люди находятся компактно — так, что с ними можно контактировать глазами. Но расположен клуб далеко, а публика там гораздо моложе основных слушателей ХБС.

 

Да, последний раз был там на «Рок-елке», и в общей массе посетителей почувствовал себя немолодым. А ведь мне 30 нет.

Раньше рок-тусовка перетекала с площадки на площадку, я всех помнил в лицо. В «Ирисе» вижу лица и понимаю, что всех этих людей не знаю. При этом, судя по сборным концертам, они знают какие-то наши песни. Что, конечно, приятно.

 

Это типичная история или исключение? Аудитория ХБС время от времени обновляется и молодеет или слушатели взрослеют вместе с музыкантами?

Слушатели растут вместе с нами. Это заметно по аудитории, которая приходит на сольные концерты. Там люди постарше и действительно видно, что они пришли именно послушать песни и получают удовольствие от общения с группой. Хотя то, что сейчас, например, в «Ирисе» происходит, мне тоже очень нравится. Люди, которые там собираются, втягиваются, и с каждым нашим концертом вовлеченных больше: и танцуют, и подпевают, и хором поют.

 

А сам вы на концерты, я слышал, не ходите. Как слушатель.

Почему же? Хожу. На всех мероприятиях, где мы играем, я с удовольствием слушаю ребят, которые выходят на сцену. Сейчас много классных коллективов, которые играют гораздо лучше нас. Ну и на заезжих гастролеров хожу, многие мне интересны.

 

Что касается фестивалей под открытым небом, я действительно их не люблю. Сам формат опен-эйров не мой. Большие открытые пространства, толпы людей. Но это не мешает выступать на опен-эйрах: лето 2015 года выдалось фестивальным, мы много где отыграли.

 

Как на площадках дела с оборудованием? Часто жалуетесь на некачественную или неотстроенную аппаратуру?

Нет, мы не привередливые и играем на том, что дают. С самого начала у нас качественные инструменты, и плохой звук никогда особо не мешал. Что интересно, у нас никогда не было своего звукооператора. И каждый раз почему-то везло: даже если звук плохой, у нас он был хороший.

 

Как же элементарные накладки, когда во время выступления не слышите сами себя? Неужели и такого не было?

 

4_shalaevsky

 

Это, безусловно, бывает, поэтому я начал работать с ушным мониторингом. Раньше он стоил бешеных денег и мы вообще не знали, что такая штука существует. Сейчас есть доступные по цене модели, которые прекрасно работают. Так что мы не сильно зависим от того, какой звук: если есть комбари и мониторы, уже можно что-то придумать.


Fender — любимый гитарный бренд Сергея


А! Один-единственный раз случился адский ад, когда в 2011 году на 9 мая мы разогревали группу «Чайф». Приезжаем утром на отстройку звука и видим туровый комплект M-Audio — мечта идиота. Зональный мониторинг, огромный бэкстейдж-пульт, люди нас ждут: подключайтесь, будем тестировать. Отстроили что надо — мы просто купались в звуке. Вечером приходим на выступление, и меня сразу смутило, что комбик не тот. Я к звукорежиссеру подхожу и спрашиваю, в чем дело. Он говорит, что Владимир Шахрин так решил. Дальше — больше. Подхожу к микрофону и понимаю, что себя не слышу вообще: всё оборудование перестроено под «Чайфов». А штука профессионального зонального мониторинга в том, что если ты стоишь в своей зоне, то слышишь только то, что должен слышать — ту картинку, которую ты себе нарулил. Шаг влево или вправо — и ты ничего не слышишь, только некий фон. Поскольку это еще и на Кремлевской площади происходило, была вообще катастрофа. Там звук мечется между стенами домов, многократно повторяясь с задержкой. В итоге мне пришлось дернуть микрофон на пару шагов вглубь сцены, чтобы из боковых прострелов хоть что-то слышать. Замечательная утренняя настройка превратилась в ад на концерте. Понятно, что звукач приехал работать на «Чайф», а не на ХБС. Но зачем тогда время наше тратили утром? В итоге мы, конечно, выступили, а зритель ничего не заметил.

 

О постыдной одежде, внезапности вдохновения и ненадоедающих «Киногероях»

 

5_shalaevsky

 

Вы выступаете в классическом наборе одежды: рубашка, джинсы, ботинки. Не придерешься. За почти 19 лет существования ХБС были выходы на сцену в нарядах, за которые вам стыдно?

До сих пор дико переживаю за выступление на фестивале «Знай наших» в 1998 году. Я там в таких штанишках вышел… Это типа как удлиненные шорты. Мне казалось, крутая вещь. Сейчас смотрю на фото и думаю: какого черта? Считаю, что если у тебя не накачаны ноги, в шортах на сцене делать нечего — только брюки.

 

Не надоедает петь старые вещи, которые нельзя не исполнить, потому что зритель не поймет? Скажем, «Киногерои». Сколько лет песне?

Она написана в 2003 году.

 

Не надоедает?

Не надоедает. Музыканты, которые говорят, что не могут какую-то песню больше петь, это те люди, которые ездят в тур и каждый день поют одно и то же. Сегодня в Вологде, завтра в Череповце, послезавтра в Питере, потом в Таллине и так далее. В таком режиме можно устать от любой песни так, что от нее будет воротить. Поскольку мы выступаем не каждый день и даже не каждую неделю, то успеваем соскучиться по песням и поем их с удовольствием.

 

Последний вопрос. Какой подход в творчестве вам ближе — ждать вдохновения или упорно трудиться, пока что-то не получится?

Речь о написании песен или о репетициях?

 

О написании. С репетициями как раз всё понятно — без желания оттачивать одно и то же часами на точке делать нечего.

Когда создаешь песню, вдохновение может вообще не придти, сколько ни работай. Творчество как подвиг — это не наш случай совершенно. Одна песня может придти быстро. «Питер» с нового альбома написана за 10 минут на обрывке бумаги на набережной Мойки. А «Кино 7D» я делал много месяцев. Был первый куплет, был припев и никак не шло дальше. Спустя полгода понял, что в первом куплете надо сделать по-другому. Переписал первый куплет, дописал еще два, оставил припев. Готово. То есть процесс непредсказуемый, но всегда творческий. Это не работа, это таинство. Как и сами выступления — приходите на презентацию нового альбома и сами всё увидите.

 

Обязательно. 

 

6_shalaevsky

 

###

  • Мы в соцсетях: Twitter, Facebook, VK, G+
  • Текст: Максим Арбузов
  • Фото: 1 — 5 — vk.com/xbc_band, 6 — где-то нарыто

 

Поделиться с друзьями: